Предположим, у вас есть сайт, хороший, популярный, с постоянной
аудиторией и вы хотите продавать/продаете рекламу на нем. Вот несколько
советов, как к этому процессу можно подойти:
1. Постарайтесь точно определиться с форматом размещения рекламы. Лучше
всего опираться на стандартные размеры баннеров - 468х60, например.
Стоимость изготовления даже самого простого баннера составляет больше
10 долларов и поэтому никто не будет тратиться на новый типоразмер для
очень небольшой площадки.
2. Несмотря на общепринятое мнение, что надо сначала раскрутиться,
набрать аудиторию, а уж потом заниматься продажами, я бы посоветовал
думать об этом сразу и сразу предусмотреть соответствующие места в
дизайне. Перекраивать привычный постоянной аудитории дизайн потом будет
сложнее и это встретит, скорее всего, неодобрение аудитории.
3. Многие вебмастеры считают, что "AdSense всех спасет" и
ограничиваются установкой блоков контекстной рекламы на сайте. Фишка в
том, что любая реклама, размещаемая по прямой договоренности с
рекламодателем, принесет вашему популярному сайту с постоянной
аудиторией в разы больше дохода.
4. Вывод из предыдущего пункта - используйте контекстную рекламу как
заглушку и показывайте ее только тогда, когда у вас нет рекламы прямых
рекламодателей.
5. Используйте движки баннерокрутилок. Такая штука, как OpenAds (бывший phpAdsNew) бесплатна, несложна в установке и предоставляет громадные возможности управления рекламой.
6. Не продавайте рекламу по кликам. В подавляющем большинстве случаев
высказанное желание рекламодателя "Я хочу платить за реальных
посетителей" имеет вполне эгоистичную невысказанную часть - "и меня не
волнует, во что это встанет площадке". Практически же, делая вид, что
он-де реальный бизнесмен и не хочет платить за воздух в виде показов -
он их получает бесплатно и достигает своей цели за мизерную цену.
7. Не продавайте статическую рекламу. Баннер, размещенный статически,
выгорает моментально и перестает работать. Доказано, что оптимально
показать рекламу человеку 3-5 раз. Теперь посчитайте - если ваша
аудитория просматривает в неделю 20 страниц на уникального
пользователя, то при динамическом размещении вы открутите до 4
размещений, а при статическом - одно. При этом статическое размещение
принесет вам меньше денег, чем динамическое примерно равной
длительности - рекламодатель не упустит возможности продавить вас на
скидку за "опт". Так зачем получать меньше?
8. Рекламные агентства очень любят начинать разговор с небольшой
площадкой со слов "Какие у вас скидки для агентств?". Если вас
захлестнула эйфория от прихода настоящего агентства, отдышитесь и
подумайте - стоит ли слово "агентство" тех денег, которых оно вам не
заплатит? Смысл агентстких отношений для площадки может быть в одном -
получить источник постоянных продаж. Если вы видите у агентства желание
таковым сделаться - валяйте, рискуйте. В подавляющем большинстве
случаев, правда, агентство работает по заказу конкретного клиента и
вовсе не жаждет вкладывать в развитие ваших продаж. Так что подумайте
еще раз - тот факт, что конкретный клиент хочет что-то купить через
посредника, никак не обязывает вас за это платить.
9. Будьте прозрачными. Подробно опишите возможные форматы рекламы,
придумайте на них цены и отдельно продумайте, как будете давать скидки.
Все это запишите, а лучше всего - опубликуйте. Этим вы снизите
количество вопросов "Хочу рекламу, сколько стоит?" и уменьшите риск
запутаться в переговорах с рекламодателями.
10. Соблюдайте обязательства. Если вы пообещали разместить рекламу,
приняли заявку на бронирование - всё, вы подписались открутить эту
рекламу и никакое появление другого рекламодателя, пусть с вдесятеро
большей пачкой денег, не должно вас поколебать. Можно, конечно, взять
деньги у второго, вернуть деньги первому с какой-то неустойкой - но
лучше придерживаться принципа "Кто первым встал - того и тапки". В
крайнем случае предложите второму купить тапки у первого.
11. Остерегайтесь эксклюзивов. Если рекламодатель этого хочет, заложите
в цену все возможные потери от того, что вы откажете всем его
конкурентам.
12. К вам могут придти агентства с предложением стать селлером - т.е.
заняться всеми вашими продажами рекламы, выплачивая вам некую сумму.
Если вы и так неплохо продаете рекламу, а агентство отказывается брать
на себя обязательства в конкретных цифрах - это несерьезно. Ежу
понятно, что если вы зарулите клиентов в агентство, то агентству будет
хорошо, но вам-то что за интерес его кормить? Предложите ему
подписаться под обязательством принести вдвое больше денег, чем вы
делаете сейчас - и, если не услышите фырканья, то вполне можно
поторговаться.
13. Цена на рекламу на сайте - это способ регулирования спроса. Это в
меньшей степени касается попоказовых размещений, но обязательно
учитывайте уровень спроса при размещении на определенное время.
"Инвентарь" (это умное словечко, используемое рекламистами) в данном
случае ограничен (недельное размещение можно продать только 52 раза в
году, например), поэтому при первых признаках приближения спроса к
возможностям предложения повышайте цену. Ну, разумным предоставляется
следующий принцип - если место продано на 75%, цена повышается. В общем
случае, цена при наличии нескольких рекламодателей, претендующих на
один спот, должна повышаться до тех пор, пока не останется один,
максимум два желающих.
14. Не впадайте в эйфорию и не ложитесь под клиента. У него есть свои
интересы, у вас свои - согласие есть продукт при взаимном непротивлении
обеих сторон.
15. Предыдущий пункт не отменяет необходимости быть честным и соблюдать
интересы клиента. Если клиент хочет показываться всем без ограничений
по частоте, геотаргетингу и так далее - пять раз ему расскажите, что он
тратит часть денег зря. В этом есть вполне осязаемый ваш интерес -
клиент проспится и попробует проанализировать результат кампании. Если
реклама была эффективной, он придет еще раз.
16. Итак, вы заинтересованы в эффективности рекламы клиента не меньше
его самого. Это действительно важно, поэтому я повторил это в двух
пунктах подряд.
17. Не забывайте о том, что у вас есть аудитория. Реклама не должна ее
раздражать, баннеры не должны быть тяжелыми, иначе они будут долго
грузиться или вводить посетителя в лишние расходы, короче - не дайте
повода аудитории уйти или начать массово резать рекламу.
18. В общем случае не следует прибегать к RichMedia, pop-up или
pop-under. Постоянная аудитория сайта от этого будет не в восторге. И,
если положительное отношение к сайту может быть перенесено на хорошую
рекламу, то плохая реклама испортит репутацию сайту.
19. Скидки давать можно и нужно. Скидка должна поощрять клиента покупать больше и приносить сразу много денег.
20. Не увлекайтесь. Иногда лучше не продать рекламу, чем продать ее
много и всем. Есть такое умное слово - "клаттер", оно описывает
ситуацию, когда внимание пользователя рассеивается на большое
количество рекламы.