|
Статистика |
|
|
|
|
|
|
| | |
| Главная » 2012 » Март » 22 » VRML - это танцующий медведь (из давно прочитанного)
00:29 VRML - это танцующий медведь (из давно прочитанного) |
Алексей Лебедев - младший брат Артемия Лебедева - живет и работает в Соединенных Штатах. Является одним из соучредителей компании Viewpoint, специализирующейся на трехмерных технологиях и являющейся ведущей в своей области. В свободное от работы время разрабатывает самоизменяющийся язык программирования.
- Почему Америка, а не Россия или, к примеру, не Ирландия? - Ну, это просто. Когда я был маленький, мои родители поехали в Америку преподавать. Мы жили с братом в штате Мэриленд в городке Таусон. Через год он уехал в Россию к друзьям жить один, а я с родителями в Принстон, Нью-Джерси. Так я здесь и остался. Теперь родители давно уже в Москве, а я стал, так сказать, американцем. Живу в Нью-Йорке.
- Если я правильно понимаю, ты - младше Артемия. Так? Сколько тебе сейчас лет? - Двадцать четыре.
- Со скольки лет ты в Штатах? - С 12, кажется. Полжизни. Я уже получил гражданство, и в последний раз (в августе) ездил в Россию по русской визе.
- Где учился? - Формально я проучился 1 год в университете. Я даже школы не заканчивал. Весь этот 12-й американский класс я проработал в NEC Research Institute программистом. Давай расскажу, как я стал этим заниматься. Я был таким гуманитарным мальчиком, пока не попал в Америку. В 57-й московской школе пошел по гуманитарной ветке. Но в Штатах русская литература никому не нужна. То есть я сам считаю, что она внутренне обогащает и все такое, но это в Америке не профессия. Что можно делать с этими знаниями? Говорить студентам "посмотрите, как красиво написано, давайте проанализируем"? Мне хотелось что-нибудь сделать, и я стал самостоятельно учить программирование и английский одновременно. Через год я продал своей школе обучательную программу и купил на эти деньги винчестер на 40 мегабайт. Я совсем не делового склада человек, не думайте, что я тут пропагандирую капитализм. Итак, затем я, привязанный, естественно, к родителям, переехал в Принстон. Там я познакомился с Мигдалом, который стал моим учителем и во многом меня сформировал (Александр Мигдал - директор по науке и вице-президент компании Viewpoint, доктор философии и физико-математических наук. До эмиграции в Америку работал руководителем лаборатории компьютерной физики при Академии наук СССР и старшим научным сотрудником в Институте Теоритической физики им. Ландау. - Ред.). Мы теперь одна семья, я женат на его дочери Ане уже 4 года.
- Пару слов о Мигдале. - Он очень выдающийся человек. В Союзе он был физиком-теоретиком. У него была постоянная работа в принстонском университете. Когда мы с ним открыли компанию, он бросил унивеситет. Тут неудивительно, что и я бросил свое "высшее" образование. Высшее, кстати, преувеличение. Университет дает всего лишь выше среднего.
- То есть компания была основана тобой и Мигдалом? В каком году? - Да. Фирму мы организовали в 1995-м. она называлась Real-Time Geometry.
- Чем занималась эта компания? - Мы сделали прибор, который скользил лазером по объектам и воспроизводил их рельеф (трехмерную форму) и цвет в компьютере. Трехмерный сканер. Прибор был переносной (то есть не стационарный), он щепил лазерный луч на несколько, чтобы сканировать быстрее. Мы его лицензировали фирме Real 3D, которая его продавала как RealScan 3D. Но к этому времени мы уже продали компанию фирме MetaTools, и нам сказали, чтобы мы железками больше не занимались. Так как у таких компаний price-to-earnings ratio (как это по-русски то?) на рынке маленькое (price-to-earnings ratio - отношение рыночной цены акции к доходу на эту акцию. - Ред.), а им нужно было, чтобы акции высоко стояли. Поэтому мы сделали Metastream 2.
- Metastream вы делали уже в составе MetaTools? - Да. Поэтому "мета". Но это делали все одни люди...
- Сколько человек составляло ядро команды? - Мигдал, Миша Петров (он придумал сканер), Витя Пасхавер, Вадим Абаджев, я. Еще много народу помогало. Чтобы понять, что такое Metastream, я расскажу с чем мы столкнулись. Ну - получаем мы данные из нашего сканера. Это как картинки из обычного сканера, только вместо пикселей треугольники. И их очень много. Как если бы сканер выдавал картинки 5000 на 5000. Они медленно рисуются и занимают много места. А тогда никто не мог уменьшать размер трехмерных картинок. То есть "Image Size...", как в "Фотошопе", такого не было. Так что мы стали придумывать этот трехмерный Image Size. и придумали так. Создаем несколько картинок: 10 на 10, потом 20 на 20, 40 на 40 и так далее. И, грубо говоря, записываем в файл. Так что такой файл можно посылать по Интернету. Это как Progressive jpeg, только лучше. Если у вас монитор 640 на 480, то вы автоматически получате все картинки вплоть до 500 на 500, а 1000 на 1000 уже нет – вам это не нужно, вы все равно не увидите разницы. Это называется "streaming" и "scalability". Нас потом Microsoft включил в свою операционную систему
- Что именно? - Вот эти вот "scalability" и "streaming". В DirectX Media 6, по-моему. После этого мы стали с фирмой Minolta делать сканер, построенный на другом принципе. Это был Metaflash.
- Расскажи о своих впечатлениях от Microsoft. А то у нас его принято в основном поносить. - Я ездил несколько раз работать в Microsoft. Это очень интересная фирма. Microsoft - это очень много маленьких компаний под одной крышей. Они все должны работать в одном направлении. То есть там свой маленький мир, налоги платятся только один раз, что делает его экономически эффективным. Но они все конкурируют друг с другом. А менеджерами туда нанимают умных людей. Это там серьезная профессия. Для людей Microsoft - это что-то единое и целое. Но это - как страна. Там 20 тысяч человек работает. Там есть политика, законы, преступники, монастыри, дума. Могу рассказать историю...
- Давай. - Мы туда привезли новую версию нашей программы, и они стали вносить изменения в свою систему. Человек, которому это было поручено, был проглочен "Микрософтом" вместе со своей маленькой компанией, которая делала что-то для UNIX’а. Но он так и продолжал жить в своем мире, так как он все еще был окружен друзьями и коллегами. Так вот. Этот человек распечатал старый список файлов, затем новый. Потом он прошелся с карандашом и пометил на бумажке, куда в старый список вставить новые файлы, чтобы все было по алфавиту. Потом он запустил такую программу "vi", которая была написана 30 лет назад. Там о мышке вообще неизвестно, чтобы двигать курсором, надо жать "h", "j", "k", "l" и так далее. То есть древняя забытая программа. И он ей пользовался, он на ней все делал. И никто ему не говорил ни слова. Но конечно он был один такой. А мораль в том, что в "Микрософте" не важно, красиво ты сделал или нет, там важно только, работает это к сроку или нет.
- Мы остановились на Metaflash. - Metaflash. Его до сих пор продает Minolta. А мы стали делать третий сканер
- А под каким именем его продает Minolta? - Называется Minolta Metaflash 3D1500, и там маленькими буквами "by Metacreations". Мы так тогда назывались. Кстати, все то, чем славились фирмы MetaTools и Fractal, которые в сумме дали MetaCreations, было продано компании Corel и другим фирмам - Painter, Bryce, Kai's Power Tools, Soap, Ray Dream Studio, все было продано.
- MetaCreations – это какие годы? - MetaCreations = MetaTools + Fractal. Это 97-2000 годы.
- MetaTools - это ваша команда? Так? - Тут все очень запутанно. Была Real-Time Geometry. Ее купила MetaTools. Затем MetaTools купила Fractal и Specular и переименовалась в MetaCreations. Затем все, кроме той части, что была Real-Time Geometry, отвяло, и то, что осталось, было названо MetaStream в апреле 2000-го. Тут надо отдать должное нашему президенту, которого зовут Боб Райс (Bob Rice). Он ушел в 95-м году из адвокатской фирмы Milbank Tweed в Real- Time Geometry.А потом MetaStream приобрел фирму Viewpoint Digital и сам переименовался в Viewpoint, так как маркетерам это больше нравилось. Я в результате стал ведущим разработчиком (Сhief Software Developer) этой вот Viewpoint.
- Вернемся к сканерам. Чем второй отличался от первого, и третий от второго? - Metaflash, второй сканер, интересен тем, что его можно держать в руках. Это как обычной цифровой фотоаппарат, только со специальной вспышкой, и делает два кадра за раз. Он вместо лазера проецирует на объект цветные полоски. Потом картинки, в формате JPEG, перекачиваются в компьютер, и получается модель.
- Какие цветные полоски? - Когда вы нажимаете кнопку спуска, делается два кадра. Первый - просто фотография. Потом перед вспышкой выскакивает подпружиненный слайд с цветными полосками, и во второй фотографии объект выходит полосатый. Сравнивая первый кадр со вторым наша программа понимает, где полоски, а по искривлению полосок можно понять рельеф объекта. Потом объект фотографируется со всех сторон, и все эти рельефы "склеиваются" в одну трехмерную модель, опять-таки нашей программой. Потом мы решили делать автоматический сканер, чтобы не надо было ходить вокруг объекта и снимать его со всех сторон. Наш последний проект - это 3D Photo Studio. Вы ставите объект на вращающуюся тарелку, нажимаете кнопку и получаете модель. Этои новый сканер запрограммировали Ника Шелехова, Саша Рукоданов и Вадим Абаджев.
- Metastream 2 - это уже только программа? Или тоже программно-аппаратный комплекс? - Да, это интернетная программа, при помощи которой люди смотрят трехмерные модели в браузере. А Metastream 3, который теперь называется VET (Viewpoint Experience Technology), - это уже американская команда написала. Мы тут, конечно, стараемся вместе работать, но у нас разные группы.
- С помощью этой программы делаете проекты только вы или и другие разработчики тоже? - У нас много "партнеров", например, Autodesk, Solid Works. Они поддерживают сохранение трехмерных моделей в нашем формате. То есть мы сами не продаем "authoring tools". Это делают другие. А мы берем деньги с тех, кто показывает. Цена пропорциональна количеству показов. Это выгодно. Если вы продаете программу для создания трехмерных моделей, то вы вынуждены со всех брать одну сумму – скажем, 500 долларов. Но с компании вроде Sony можно запросто взять и 100 тысяч долларов. Так как никому не нужны просто модели. Всем нужны сайты, где все уже сделано. У нас 100 дизайнеров, которые делают HTML и сажают туда модели и анимируют их. Модели делаются руками, или при помощи 3D Photo Studio.
- Трехмерность в Интернете, безусловно, будет развиваться. Имеет ли шанс ваша программа стать номером один для пользователей, желающих смотреть на трехмерные модели в браузерах? Кто ваши конкуренты? - У нас реальных конкурентов нет.
- А VRML? - VRML - это танцующий медведь. Всех поражает не то, как он танцует, а то, что он танцует вообще. Если вы играли в игры вроде Quake или Half-Life, вы не сможете даже смотреть на VRML. В этом бизнесе нельзя прожить, раздавая товар бесплатно. Что бы там не говорили, про то, как замечательно все получать бесплатно, самый лучший товар всегда стоит денег, и много.
- А как же бесплатные интернет-браузеры? - А они не бесплатные на самом деле. Это как бесплатная улица за окном - из ваших налогов платится зарплата дворнику, чтобы он ее подметал. Так же вы получаете Internet Explorer, купив Windows.
- Есть еще Netscape и Opera. - www.design.ru/free/browsers/. Посмотрите на статистику. Так или иначе, Netscape поддерживает AOL/Warner. Они делают кучу денег на своей программе AOL. Людям жить-то надо. Вот Linux - он бесплатный. Но вы должны потратить много вашего времени, может день, чтобы добавить новый hard drive. А Windows - платная система, и эта задача там за вас решена. Поскольку ваше время – это деньги (ты за день можешь написать статью, например), получается, что Linux не бесплатный.
- Зато сцены на VRML занимают очень мало места. По этому параметру ваша технология конкурентноспособна? - www.viewpoint.com/democd/index.html. Нажимайте на 3d photo studio. Найдите мне, хоть одну сцену в VRML'е где будет больше 5000 треугольников. Во всех моделях на нашем сайте 10-50 тысяч. При этом наши файлы в 10-30 раз меньше VRML'овских. Для сравнения посмотрите на www.parallelgraphics.com/vrml/realestate/real3d.hml. Это очень хороший пример, взятый с первой страницы главной VRML-овской компании "Параграф". Мне весь этот VRML кажется глубоким заблуждением, непонятно куда зашедшей фантазией двух-трех начинателей, по стопам которых слепо пошли толпы. Если бы VRML не заканчивался на ML как HTML, мы бы давно уже про него забыли. VRML можно только демонстрировать, им нельзя пользоватся. Вы заметили, что наши объекты можно крутить, и они не улетают никуда за экран? Это сделано сознательно, чтобы каждый чайник мог повертеть объект, увидеть его со всех сторон. В VRML'е об этом даже не подумали, они были заняты стандартизацией.
- С объектами ясно. А трехмерные сцены вы делаете? - В VRML’е вы открываете "сцену", которая занимает все окно браузера. Вы погружаетесь в виртуальный мир. Вопрос: почему эта сцена важнее всяких двумерных картинок и текста? Вам дают навигационные режимы - ходить, летать, вращать, наклонять, двигать в плоскостях XY, XZ, YZ. Вам дают менять "view angle" камеры, все шесть степеней свободы. И эти степени свободы не дают вам сделать ни шагу, не провалившись через пол. Вот ответ на ваш вопрос. Сцены - это слишком сложно для пользователя.
- Кто ваши самые крупные и/или самые интересные заказчики? - Sony, Eddie Bauer, Nike, Godiva, Hewlett Packard, Sharper Image.
- Как вы позиционируете свой продукт? Для чего он и для кого? - Мы показываем в Интернете товар. Совмещая трехмерие с другими популярными технологиями вроде JPEG и Flash, и HTML. Наша цель в том, чтобы вам легче было оценить товар перед покупкой - повертеть его, поиграть с цветами и конфигурациями.
- Как ты прогнозируешь развитие трехмерных технологий в Интернете? - Неизбежно, как цветной телевизор. Темпы роста? Неизвестно. Но можно сказать, что поперло. У нас уже недостаточно народу, чтобы делать все заказы, так что мы отдаем работу другим фирмам, которые при помощи 3D photo studio и 3D studio Max делают модели.
- Каково нынешнее состояние вашей компании в связи с повсеместным кризисом высокотехнологичных компаний? Планируете ли вы выход на IPO? - Мы уже на рынке. VWPT. Это спасибо MetaTools, которая вышла на рынок в 1996 году. Акции сейчас низко стоят, как они, собственно, и должны. Раньше все слишком дорого стоило. Мы будем расти, и наши акции будут расти. Вокруг нас в Нью-Йорке много доткомов поумирало, а мы все еще нанимаем. Потому что мы не марки по Интернету продаем. У нас действительно уникальная технология, делавшаяся много лет. Мигдал 15 лет назад еще в России начал делать "динамические триангуляции", на которых построена наша система.
- Когда технологии Viewpoint можно будет обнаружить на каком-либо российском сайте? - Не знаю. Со временем, надеюсь.
- Какие у тебя отношения с братом? Вы конкурируете между собой? Следишь ли ты за тем, что делает Артемий? Как ты оцениваешь его деятельность в российском Интернете? - Под конкуренцией вы имеете в виду соперничество братьев? Мы нашли себе в наших областях более серьезных конкурентов! Мы скорее сотрудничаем. Я иногда консультирую его в вопросах программирования. Прислушиваюсь к его мнению по дизайну. Насчет его деятельности - Тема оказал огромное влияние на русский Интернет. Примерами своих сайтов он несомненно поднял стандарт дизайна. Он пытается заставить дизайнеров думать.
- Интересует ли тебя личная известность? - Меня больше интересует репутация, чем известность. Репутация - это оценка доверия. Если известно, что ты не воруешь, тебе скорее доверят деньги. Известность же плодит ожидание. Когда встречаешь знаменитость, ждешь чего-то такого - сам не знаешь чего. Поэтому известность меня не интересует.
- Как относится Татьяна Толстая к занятиям своих сыновей? Не переживает ли она, что вы не пошли по гуманитарной стезе? - Я думаю, что она только рада. Кто бы ее иначе научил пользоваться ICQ?
- Чего бы тебе хотелось еще добиться в жизни?- Хотелось бы поучаствовать в развитии искусственного интелекта, сделать вклад. Мне кажется, что очень важно научиться писать программы, которые меняют не только картинки или текст, а в том числе себя. Такая автоматизация позволит программам эволюционировать, улучшаться со временем. Я думаю, что ограничения человеческого ума не позволяют ему запрограммировать искусственный интелект напрямую. Но можно запрограммировать правила, по которым через некоторое время этот интеллект возникнет. Поэтому в свободное от работы время я разрабатываю самоизменяющийся язык программирования Self-Similar.
- В свои 24 года ты очень много сделал. На что тебя хватает кроме работы? Чем ты занимаешься в свободное от трехмерия время? - Я активно занимаюсь борьбой Brazilian Jiu-Jitsu. Делаю свой язык программирования и хожу на лекции в Нью-Йоркский университет, чтобы освоить компилирование и прочее. Иногда ввинчиваю лампочки в театре, где сейчас выступает моя жена Аня. На каникулах мы с ней ныряем с аквалангами и ездим с горок на лыжах.
- Может, сделаешь для нас свое трехмерное изображение? - Для этого мне нужно будет час сидеть неподвижно на вращающейся тарелке.
Наталья Хайтина, <nataly@netoscope.ru> 2001
|
Просмотров: 631 |
Добавил: Admin001
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
| | |
|
|
Календарь |
|
« Март 2012 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|
|
|
Радио 101 |
|
|
|
|